Наталья Маркова: «Я пойду следом в след по июльской росе...»
«Панфиловский переулок» (СПб), N°6 1994 год
«...У тебя нет оснований обвинить меня во лжи. Поэтому поверь,
что у неё красивые, выразительные глаза, но при этом суть их выразительности
можно истолковать так или иначе, не будучи уверенным в правоте.
Вышло так, что я ни в чём не уверен сейчас, а тогда и подавно.
А тогда было вот что. Я случайно увидел девчонку, смотревшую на солнце.
Она смотрела на него, не щурясь, широко распахнув глаза. Я почему-то пересек
этот взгляд, и в один миг у меня закружилась голова, перед лицом возникли
мельтешащие точки, которые увеличивались и, спустя какое-то время, превращались
в маленьких птиц. Это было удивительно, и хотелось узнать, что с ними станет
дальше. А она смотрела в солнце. Птицы организовывались в короткую цепь и,
совершенно отчетливо увеличиваясь, мерными взмахами крыльев направили свой
полет ровнёхонько в сторону солнца. Они возникли из её странных глаз,
обретая собственную жизнь. Я, как зачарованный, смотрел на птиц,
а они летели, удаляясь. Я видел их так же, как сейчас тебя!
А потом они потерялись на фоне слепящего диска. И больше не появлялись.
Я обернулся к ней, но ее уже не было рядом. Оказывается, прошло
уже с полчаса. В сознании всплыл момент, когда она, непонятно усмехнувшись,
ушла. Я просто не заметил этого сразу.
Спустя несколько месяцев я смирился и всё забыл. А потом... Потом по
обстоятельствам пришлось вернуться обратно. То есть к тому месту, где
это случилось. При первом же мимолетном взгляде на солнце я, как и в тот раз,
почувствовал, что сознание мое помутилось, и вдруг появились очертания далекой
птичьей стаи. Они появились, кажется, непосредственно из солнца. Я никак не мог
оторваться от этого зрелища. Птицы направлялись в мою сторону, опускаясь на
уровень человеческого роста. Я подумал, что если они никуда не свернут, то надо
бы отойти в сторону, иначе они непременно заденут меня крыльями. Но это были
только мысли, которые к тому же не обязывали к действию. Я не хотел и не смел
производить ни малейшего шевеления. И вдруг, ещё не долетев до меня, птицы
стали уменьшаться.
Снова замелькали перед глазами точки. Я очнулся. Да, солнце палило; но ни стаи
и хотя бы одной-разъединой птички нигде окрест не было. Вот так...
Это не все. Чуть позже я встретил ее, ту девушку. Она как-то уныло
улыбнулась, и тут взгляд ее прямо застыл, добравшись до моего лица. Он
выражал то недоверие, то несомненную радость. В общем, ничего плохого.
И вдруг, побледнев, она закричала на меня. Кричала, что я обманываю её, что
это какая-то глупая мистификация, и я нарочно всё это подстроил. Она кричала,
что это чересчур много значит, и что её птицы никогда еще ни к кому не
возвращались! И, представь, я очень многое понял. Я простил её крик.
Потому, что они действительно никогда раньше не
возвращались...» [1]
— А потом я услышала МОСТ... — Наташа улыбается и отводит
глаза. На столе — микрофон, за окном — снег и гулкая пустота
московской окраины. Глубокая ночь. Декабрь.
Напротив меня, сложив руки на подоконник, сидит Наташа Маркова, ради которой
я, собственно, и приехала в Москву в такое неуютное время. — Дима открыл
для меня ту самую дверь, куда мне надо было идти, там, где мое.
И поэтому я считаю его даже не учителем... Духовным отцом, наверное.
— А что оказалось за «той самой» дверью?
— Открытое пространство, и не ограниченное совершенно. Можно
зациклиться, найти какое-то место, где тебе удобно, где тебе хорошо, и
сказать: «всё, это мое», и так до смерти жить. А можно что-то
менять, бирюльку там привесить, бирюльку здесь и, в конце концов,
это станет совсем другое, но еще более твоё.
Пределов вообще не существует никогда, потому что до Бога всё равно не
дойдем, а так, в общем-то...
«...Как до одури замахнулся гуляка
Обнять весну.
Подпоясал лыковым ремнем отрепья,
Солнцем блеснул —
Только обуглились перья...»
Больше всего я не люблю, когда не видно лиц.
— Но ведь это неизбежно, особенно когда поешь со сцены...
— Если так, то надо воссоздать перед собой образ, к которому ты
обращаешься, потому что любая песня — это обращение, и петь уже
непосредственно ему. А там — кто поймёт, тот поймёт. А кто нет, значит,
нет уже никогда, даже если будет масса света... Если из 100 человек найдётся
один, которому это нужно, хотя бы пока ты поёшь, это уже очень много.
— То есть огромное количество сил расходуется впустую? На те
оставшиеся 99 человек, которым всё равно ничего не нужно?
— Если жалеть силы, то, значит, и дома не петь ничего?.. Пойми,
ты сама распоряжаешься своей энергией, когда ты поешь. Ты
обогреваешь свой уголок мира...
Сейчас пошло какое-то страшное время, дай Бог, если в этом году никто
не умрёт, и в следующем тоже. И вообще дай Бог всем дожить до
старости и как следует...
Cat Ниоткуда
Примечания авторов сайта
[1]
Эссе написано самой Натальей Марковой.