Предисловие, История и Светозар
Опубликовано на сайте http://maria.vvsu.ru/nm/

1. Предисловие от web-компилятора

Эта страница была создана в 1998 году как попытка представить творчество Натальи Марковой в Интернете, после того как альбом «Светозар» произвел на меня очень положительное впечатление, а поиск по теме в Интернете не дал никаких результатов.

Честно говоря, я предполагал, что со временем где-то будет создан официальный сайт, более приближенный к первоисточнику, чем этот. Однако, через 4 года, из которых больше года по техническим причинам эта страница была недоступна, Интернет все также немногословен, а никакого продолжения творческой деятельности Натальи Марковой, — по крайней мере, отсюда, из Владивостока, — к большому сожалению, не видно.

Поэтому в мае 2002 г. я возобновил работу этой страницы, но склонен рассматривать ее скорее не как живой сайт Натальи Марковой, а как музей.


2. История

Однажды летом 1997 года в программе, в общем-то, попсового в музыкальном смысле радио «VBC» я услышал некую песню («Сокол удалой, красно солнышко, возьми меня под рученьки...» и так далее). Поскольку в тот момент я занимался чем-то другим, то до меня дошло, что звучит нечто экстраординарное, довольно поздно — к «Не зови меня, не докличешься...» Первое, что моментально пришло в голову: Янка. Но сразу стало ясно, что нет, не Янка, но как будто для нее или о ней, и, в общем, — здорово. Тут как раз подоспела строка «Не ищи теперь, не найдешь меня, только в камышах пропоет река...» — так вот, последнему слову этой строки и посвящается вся история.

Все владивостокцы (а позже — и петербуржцы), которых я спрашивал, неважно, видевшие в этой песне связь с Янкой или не имевшие о Янке никакого понятия, полагали, что последнее слово этой строки — «имя», и если некоторых и смущала тождественная рифма с предыдущей строкой («имя» — «имя»), ничего другого они предложить не могли.

С другой стороны, поклонники творчества Яны Дягилевой знают, что она утонула под Новосибирском при невыясненных обстоятельствах в 1991 году. Понятно, что не так уж и важно, в какой именно реке произошло это печальное событие. Наверное (скажут, отыскав Н-ск на карте), в Оби.

Мне довелось семь лет прожить в Новосибирске, и я совершенно точно знаю, что Яна Дягилева утонула в Ине. Есть там такая речка. И поэтому в песне я услышал:


Не ищи теперь, не найдешь меня

Только в камышах пропоет река

Иня.


А это, естественно, фундаментально меняет и смысл строки, и вообще восприятие песни. Вопрос, какое слово поется, стал принципиальным. Не менее принципиальным стал, разумеется, вопрос, кто это поет.

Последнее выяснилось сравнительно быстро — после наведения справки у знакомого саунд-мастера радио «VBC» — и появилось имя: Наталья Маркова. Первый вопрос оказался гораздо сложнее: дисков Натальи Марковой в продаже не было (единственную песню можно было услышать единственно по радио), слово звучало нечетко, тем более (что меня больше всего смущало), правильное ударение в названии реки: Иня́.

Прошло месяца два. Проходя мимо ларька звукозаписи, я услышал знакомую песню, и кассета была немедленно востребована. Это оказался откровенный самопал с этикеткой, исполненной на непонятном печатающем устройстве, с качеством ниже среднего и с обрамлением из жутких и пошлых розочек. Этикетка гласила: «Наталья Маркова. Светозар».

Прослушивание кассеты (звук так себе плюс некомплект заявленных песен) показало, что:


а) вопрос об имени-Ине так и остается открытым;

б) эта песня отличается от всего остального содержимого альбома, которое, в свою очередь, не то чтобы очень сильно отличается от творчества группы КАЛИНОВ МОСТ.


О песнях я поговорю позже, а пока история продолжается.

Прошло еще полгода. Конечно, выяснение пропетого слова не стало главной задачей моей жизни, но время от времени этот вопрос настойчиво ко мне возвращался. Поиск в Интернете не дал ничего, кроме заметки из газеты «Час Пик» [1] от июня 1996, где говорилось, что Театр ДДТ организует 23.06.96 рок-фестиваль. В списке тех, кому «посчастливится сыграть... в компании мэтров рок-н-ролла», значилась Наталья Маркова. Пресс-релиз [2] Театра ДДТ подтвердил, что среди гостей фестиваля была Наталья Маркова и группа ДВУРЕЧЬЕ (Москва). Забавным является тот факт, что на этом фестивале я был. Правда, в середине дня мне пришлось на некоторое время уехать, потом я вернулся. Теперь я смутно припоминаю слова знакомых: «За все это время не было ничего особенного, кроме ДВУРЕЧЬЯ».

Однако, вскоре после того, как я бросил Интернет-изыскания, «РТР», вступив со мной в глубокую астральную связь, стало показывать по ночам фильм о Питерском рок-фестивале-96. В конце второй серии, уже особенно не надеясь и собираясь переключиться на фильм про шпионов, я услышал знакомое вступление и, во-первых, наконец-то визуализировал образ Натальи Марковой, во-вторых, в повторе спорной строчки было совершенно четко произнесено «н»: Иня.

События имеют свойство группироваться с возрастающей частотой. На следующий день (вероятно, вступив в не менее глубокую астральную связь с магазином «CD Land») я случайно забрел в упомянутую торговую точку и обнаружил в одном из стендов диск «Светозар». Продавец упорно не хотел верить мне, что такой диск в их магазине есть, и приводил аргументы типа «его не может там быть, потому что его не может там быть никогда». Пришлось подвести молодого человека к стенду и натурально ткнуть пальцем в предмет спора.

Дойдя до дома и вскрыв коробку с диском, я нашел то, чего, честно говоря, увидеть как-то не ожидал, — буклет с текстами. Стоит ли говорить, на какой песне он был немедленно раскрыт. Иня. Quod erat demostrandum.

Вот и вся детективная история об одном слове. В заключение скажу, что несколько жаль москвичей. У них жизнь проще, но не такая интересная: «Светозар» лежит в «Мелодии», наверное, с самого 1995 года, но, судя по всему, это мало кого интересует. А зря.


3. Светозар

Две особенности альбома, которые сразу же проявляются: похожесть на КАЛИНОВ МОСТ и, скажем так, временами избыточность музыкального сопровождения. Совсем не обязательно было музыкантам утверждать свое присутствие так часто и ударно. Таким образом, например, испорчена песня «Светозар». Сам К. МОСТ подходит к аранжировке гораздо аккуратнее.

Что касается текстов, то если слушать их без печатного подспорья (которое очень мудро поставляется с диском) — 3/4 смысла улетучиваются из-за старинной или изобретенной лексики и изощренных грамматических конструкций. Если слушать с подспорьем, но на халяву, — улетучивается половина. Внимательный разбор текстов временами переходил на перевод с полуизвестного иностранного (сразу замечу, что словаря Даля недостаточно). Вместе с тем, эти песни — не «Лой Быканах», где значение слов априори неважно. Я, конечно, не решусь поставить все это автору в упрек, потому что из двух подходов: «не понимаешь, значит тупой» и «не понимаешь, значит плохо объяснили», родной университет приучил к первому. Но, как ни крути, тень Ревякина ходит над «Светозаром» кругами: например, назойливость словообразования и использования существующих слов на суффикс «-ень» («истень», «веждень» и т. п.).


Дальше я кратко остановлюсь на каждой песне.


«Вслед За Тобой» — так и тянет сказать «изящная вещица», включив сюда все положительные смыслы этого оборота и исключив все отрицательные. Этюд не концептуальный, но красивый — как, например, «Город Золотой» Хвостенко/де Милано.


«Ветер В Облаках» — хит. Более того, имеет место ситуация, когда хит альбома становится настолько ударным, что вытесняет все остальные песни — в этом случае, не потому что они значительно хуже, а потому что они другие. По своей текстовой и мелодической структуре «Ветер В Облаках» выпадает из альбома: вокабуляр и грамматика просты, текст от начала до конца имеет простой четкий ритмический узор, которому незатейливо следует умеренный аккомпанемент из трех аккордов — все признаки хита для широких слоев публики. Все это не умаляет достоинств песни, она действительно замечательная, но к альбому она имеет мало отношения, поэтому остальные песни оказываются на другой частоте, на которую не каждый будет готов переключиться. И это не плюс.

Песня является «цельным хитом» — она ровная, в ней нельзя выделить каких-то особенных мест, удачных или неудачных (строчка, о которой так много говорилось в предыдущем разделе, имеет ключевую смысловую особенность, но не поэтическую). Единственное, что я так и не понял, — причем здесь майя (последнее слово).

Отдельный разговор — о клипе. Недавно [3] случайно увидел по ТВ клип по этой песне. Начало его я не воспринял, так как лихорадочно соображал, есть ли у меня пустая видеокассета, а если есть, то где. Поняв, что кассеты нет, я включился.

Клип, мягко говоря, плох. Честно говоря, он ужасен. Меня возмутили две вещи. Первое: в основу клипа совершенно тривиально, незамыловато положен сюжет, содержащийся в песне, т. е. имелся некий лирический герой (понятно, красавец), жена героя с сыном малым, к которым он, душевно мучаясь, возвращался, обмениваясь трагическими взглядами с лирической героиней в исполнении самой Натальи Марковой.

Второе: имидж исполнительницы (грим, вид и т. д.). Это ортогонально моим представлениям о Наталье Марковой. Это не Наталья Маркова, это 100% Таня Буланова времен песен «И вот у кладбища открылись воротá».

В итоге, мало того, что в этой мелодраме смотреть не на что; сведенная таким образом к уровню мыльной оперы («Ты изменяешь мне с женой, ты изменяешь ей со мной»), оказалась загублена и песня.

Единственный эпизод клипа, который запомнился положительно, — опрокидывание взглядом кувшина с молоком — образовалась мимолетная и довольно изящная перекличка с эпизодом из «Сталкера». Есть что-то общее по духу у этого фильма и песни; немного, но уж больше, чем у песни и клипа. Эпизод, впрочем, был испорчен восстанием кувшина в исходное положение с возвращением в него молока. Вероятно, кто-то полагает, что без применения где-нибудь обратного воспроизведения клип будет неполноценным. [4]


«Стожень», «Где Искали Меня», «Что Обещано» — эти композиции нельзя назвать удачей альбома. И то, что они стоят все подряд сразу за хитом, для альбома очень невыгодно. Во всех этих песнях — громоздкое музыкальное сопровождение, утомляющая монотонность, слабые тексты.


«С Ветром Проститься» — неглубокий, скорее декоративный текст вместе с музыкальным сопровождением придают песне налет попсоватости, но слушать ее приятно.


«Ты Где?» — это произведение поначалу вселяет надежду и даже хочется отнести его к красивым этюдам типа «Вслед За Тобой», но чудовищно затянутый конец уничтожает всеположительные впечатления.


«Изгиб Сечали» — эта песня настолько безликая, никакая, что она упорно проходит мимо моего восприятия, и больше ничего сказать про нее я не могу.


«О Чем Ты Плачешь?» Вот, наконец-то я до нее добрался. Итак, первые строчки (до «Солнце бороздит лучами поле») прекрасны. Их исполнение замечательно. Строки


«А если выгнуть в дугу день

И обернуться лохматым крылом журавля»


являются лучшими во всем альбоме и, вообще, выходят за рамки альбома. Слушатель, уже порядком к этому моменту утомленный, забывает обо всем на свете и ловит кайф. Кайф длится одну минуту 19 секунд. Я утверждаю, что песня должна заканчиваться здесь — и это будет шедевр. Потому что следующие четыре строчки посредственны, а после того, как ансамбль ударяет в струны, барабаны и прочие громкие вещи, становится совсем худо. Все, песни нет. Зато есть, о чем поплакать.


«Скошены Травы» — добротная песня. Исполнено хорошо. Группа звучит уместно. Особого смысла нет.


«Ответ Улы» — одна из лучших песен, типичный пример музыки слов. Текст в традиционном понимании бессмысленный, но он музыкален, он звучит и рождает образы, настроение. Больше мы ничего не можем требовать от поэзии. Если в конце песни музыкантов немного приструнить и в растянувшихся, разленившихся нотах навести дисциплину, то будет полный порядок. Особенно мне нравится плавная мощность припева.


«Светозар» — этот текст имени Ревякина также не страдает наличием прямого смысла, но, в отличие от предыдущей песни, словесная вязь «Светозара» лишена словесной музыкальности. К тому же, у песни есть тот же крупный недостаток, что и в «О Чем Ты Плачешь» — она должна заканчиваться гораздо раньше, а именно — строкой «Бредить в Светозар». Это место исполнено просто магически и представляет собой идеальное звуковое разрешение предыдущих строк (не особенно, кстати, выдающихся). Забавно, что, судя по печатному тексту, «Бредить в Светозар» — грамматически начало предложения, а не конец. Дальше, как повелось, 4 строки так себе, а потом как кирпич на голову валится буйная музыка группы ДВУРЕЧЬЕ, — и из состояния недоумения никак нельзя выйти до самого конца композиции.


«Ты Обречен» — наконец-то встретилась песня, к которой не приделано лишней страницы текста под три минуты утомительного аккомпанемента. Мелодия полностью адекватна музыкальности текста. Группа не подвела. Претензий никаких, аплодисменты.


«Иверни Счастья» — хит номер 2. Кроме слова «несвидимо» (мне кажется, оно неправильно употреблено), придраться не к чему. Сдаюсь. Нравится.


После разбора альбома я сам для себя, наконец-то, сформулировал его основной недостаток: это не просто избыточность музыкального сопровождения, как было сказано выше, это избыточность вообще. В альбоме много лишнего: звуков, слов, песен. Понятно, конечно, желание на первом диске донести до слушателя как можно больше своего сочиненного, дорогого, родного. Может, второго диска и не будет, — загадать сложно. Но слушатель, — он же непременно раздует все недостатки так, чтобы не увидеть за ними достоинств, придерётся к каждой букве, да еще и сравнит с аналогами.

Мне кажется, отбор вещей в первый альбом (первую книгу, первое что угодно) должен быть максимально строгим и скупым. Лучше меньше, да наповал. Разбавлять не сто́ит.

И тогда, например, я бы сказал: да, перед нами, несомненно, качественный, многообещающий сборник.

Я скажу это и сейчас. Но вдруг кто-нибудь не поверит?

Максим Мамаев


[1] Ссылка на заметку (http://www.spb.ru/chaspik/617/9-tanki.html) более недоступна

[2] Ссылка на релиз (http://ddt.freelines.ru/win/teatr/fest13.html) более недоступна.

[3] «Недавно» — имеется в виду 1998 год. После этого клип еще раз увидеть так и не удалось.

[4] Видеоклип «Ветер в облаках» хранится в видеоколекции сайта. Его можно посмотреть, перейдя в раздел «Видео».

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100