НАТАЛЬЯ МАРКОВА и ДВУРЕЧЬЕ — Светозар
(P) & © 1995 Popa Begemota records 14tks/60mins. Предоставлена группой
Перефразируя слова великого пролетарского писателя с поправкой на последнее
десятилетие уходящего века, можно сказать: русский фолк неисчерпаемо богат.
Традиции, заложенные Дмитрием Ревякиным, продолжают жить, по-разному
модифицируясь и преломляясь сквозь субъективную призму представителей стиля. К
их числу принадлежит москвичка Наталья Маркова.
Начав музыкальную деятельность в 1989 году в составе полумифической группы
КУХНЯ КЛАУСА, дав множество квартирных концертов и записав
в '93-ем акустический магнитоальбом «В сентябре» (который до сих
пор так и не был издан), Наталья решила, что называется, раздвинуть границы
творчества.
Название ДВУРЕЧЬЕ воспринимается двояко: две реки, две речи. Это тот
случай, когда, по признанию самой Натальи, название есть, а группы как таковой
нет (см. Е. Борисова. Сильная женщина и берестяной журавлик (интервью с Н. Марковой) —
«FUZZ» N°32-33, май-июнь 1996, с.23). Проект ДВУРЕЧЬЕ
представляет собой аккомпанирующий состав, в который вошли опытные музыканты:
Алексей Заев — подпевки, гитары, бас, клавиши;
Владимир Карабас — подпевки, клавиши, звук (оба в свое время играли
в группе Х... ЗАБЕЙ);
Борис Марков — ударные; Александр Соколов — фотртепиано;
Алексей Калябин — флейта (в начале 90-х в качестве сессионного
музыканта принимал участие в записи альбомов
КАЛИНОВА МОСТА);
Павел Хоменко — скрипка; Эдгар Герман — губная гармошка;
Анатолий Погодаев
(БУНТ ЗЕРЕН, ЗЕРНА) — гитара.
Альбом назван по одной из вошедших в него песен. Его содержание
составили композиции, написанные в период с '92 по '95 годы.
Поэзия Натальи Марковой достойна стать объектом серьезного исследования
на уровне научной статьи в каком-нибудь академическом издании. Общо ее можно
охарактеризовать как сочетание сюрфутуризма и неославянофильства с придыханием
символизма.
Поэтическому творчеству Натальи свойственны отказ от канонов и норм
классической эстетики, отход от буквализмов и натуралистических
достоверностей, освобождение от предметности формы, бессюжетность, или,
вернее, «статичность» сюжетов, насыщенность метафорами,
олицетворениями,
неологизмами а-ля Велимир Хлебников, мышление на уровне морфем (префиксов,
корней, суффиксов). Часто стихи строятся в соответствии с выдвинутой
Владимиром Набоковым формулой поэзии: «Мало смысла и много значения».
«Речь не успевает за вдохновенностью переживания, не вмещает
ослепительную новизну
творческой мысли, посему поэт волен использовать не только общеупотребительные
понятия, но и свой собственный индивидуальный язык — яркий, текучий, не
застылый», — писал, анализируя творчество Дмитрия Ревякина,
питерский искусствовед
Алексей Курбановский (А. Курбановский. Полутораглазый поец
— «Rock Fuzz»,
N°10/93, с.10). Сказанное относится и к творчеству Натальи.
Новаторство Натальи Марковой, Дмитрия Ревякина,
Насти Белокуровой
заключается прежде всего в возрождении, казалось бы, канувшей в Лету и
позабытой
филологами и литературоведами поэтической традиции.
В «Светозаре»
— от первой до последней композиции — господствует грустное
настроение. Наталья с тончайшим мастерством создает образ женщины —
сильной, но ранимой, гордой, но
пугливой, своевольной и поэтому несчастной в любви
(«Ветер в облаках»,
«Стожень»,
«Изгиб Сечали»)...
Образы природы (ветер, лес, река) гармонично
сливаются с душевным состоянием героини песен.
Музыка послушно следует за стихом. При этом музыкальный материал прост,
а местами примитивен, достоин
уровня российских эстрадных звезд. Так что те, кто не въезжает в тексты, могут
наслаждаться приятной музыкой. В ряде композиций пение Натальи скорее походит
на монотонное интонирование
(«Ты где»,
«Ответ Улы»).
Аранжировки в
профессиональном отношении безупречны, иногда с хардовым налетом
(«Светозар»),
иногда приближаются к блюзу
(«Где искали меня»)
в некоторых остро ощутим
коммерческий, на грани попсовости, привкус
(«Ветер в облаках»),
а в завершающей альбом песне
«Иверни счастья»
саунд напоминает
ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ
середины 70-х, вышибая ностальгическую слезу. Бесспорный хит альбома —
песенка «С ветром проститься»,
по непонятным причинам прошедшая мимо FM-радиостанций.
В упомянутом интервью Наталья выражает предпочтение
выступлению с группой: «... если моей песне помогают умелые музыканты,
никто не проигрывает. Чем больше у ребенка добрых, заботливых учителей, тем
лучше он должен вырасти. Это о песнях». Вот тут-то наши вкусы расходятся.
Я бы предпочел Наталью Маркову в сольной акустической ипостаси. Впрочем, на
вкус и цвет...
Краткое резюме: Наталья Маркова — личность, не лишенная таланта.
Что касается его реализации — тут уж дело индивидуального вкуса.
«Светозар»
— в общем и целом неплохой альбом. Без которого, впрочем, можно и обойтись.
P.S. Информация для обладателей CD-плейеров: петербургская фирма
Hobbot Proline Ltd. переиздала
«Светозар»
на лазерном звуконосителе, снабдив буклетом с текстами всех 14 композиций.
Геннадий Шостак
© Музыкальная газета