НАТАЛЬЯ МАРКОВА и ДВУРЕЧЬЕ — Светозар
(P) & © 1995 Popa Begemota records 14tks/60mins. Предоставлена группой

Перефразируя слова великого пролетарского писателя с поправкой на последнее десятилетие уходящего века, можно сказать: русский фолк неисчерпаемо богат. Традиции, заложенные Дмитрием Ревякиным, продолжают жить, по-разному модифицируясь и преломляясь сквозь субъективную призму представителей стиля. К их числу принадлежит москвичка Наталья Маркова.

Начав музыкальную деятельность в 1989 году в составе полумифической группы КУХНЯ КЛАУСА, дав множество квартирных концертов и записав в '93-ем акустический магнитоальбом «В сентябре» (который до сих пор так и не был издан), Наталья решила, что называется, раздвинуть границы творчества.

Название ДВУРЕЧЬЕ воспринимается двояко: две реки, две речи. Это тот случай, когда, по признанию самой Натальи, название есть, а группы как таковой нет (см. Е. Борисова. Сильная женщина и берестяной журавлик (интервью с Н. Марковой) — «FUZZ» N°32-33, май-июнь 1996, с.23). Проект ДВУРЕЧЬЕ представляет собой аккомпанирующий состав, в который вошли опытные музыканты: Алексей Заев — подпевки, гитары, бас, клавиши; Владимир Карабас — подпевки, клавиши, звук (оба в свое время играли в группе Х... ЗАБЕЙ); Борис Марков — ударные; Александр Соколов — фотртепиано; Алексей Калябин — флейта (в начале 90-х в качестве сессионного музыканта принимал участие в записи альбомов КАЛИНОВА МОСТА); Павел Хоменко — скрипка; Эдгар Герман — губная гармошка; Анатолий Погодаев (БУНТ ЗЕРЕН, ЗЕРНА) — гитара.

Альбом назван по одной из вошедших в него песен. Его содержание составили композиции, написанные в период с '92 по '95 годы.

Поэзия Натальи Марковой достойна стать объектом серьезного исследования на уровне научной статьи в каком-нибудь академическом издании. Общо ее можно охарактеризовать как сочетание сюрфутуризма и неославянофильства с придыханием символизма. Поэтическому творчеству Натальи свойственны отказ от канонов и норм классической эстетики, отход от буквализмов и натуралистических достоверностей, освобождение от предметности формы, бессюжетность, или, вернее, «статичность» сюжетов, насыщенность метафорами, олицетворениями, неологизмами а-ля Велимир Хлебников, мышление на уровне морфем (префиксов, корней, суффиксов). Часто стихи строятся в соответствии с выдвинутой Владимиром Набоковым формулой поэзии: «Мало смысла и много значения».

«Речь не успевает за вдохновенностью переживания, не вмещает ослепительную новизну творческой мысли, посему поэт волен использовать не только общеупотребительные понятия, но и свой собственный индивидуальный язык — яркий, текучий, не застылый», — писал, анализируя творчество Дмитрия Ревякина, питерский искусствовед Алексей Курбановский (А. Курбановский. Полутораглазый поец — «Rock Fuzz», N°10/93, с.10). Сказанное относится и к творчеству Натальи. Новаторство Натальи Марковой, Дмитрия Ревякина, Насти Белокуровой заключается прежде всего в возрождении, казалось бы, канувшей в Лету и позабытой филологами и литературоведами поэтической традиции.

В «Светозаре» — от первой до последней композиции — господствует грустное настроение. Наталья с тончайшим мастерством создает образ женщины — сильной, но ранимой, гордой, но пугливой, своевольной и поэтому несчастной в любви («Ветер в облаках», «Стожень», «Изгиб Сечали»)... Образы природы (ветер, лес, река) гармонично сливаются с душевным состоянием героини песен.

Музыка послушно следует за стихом. При этом музыкальный материал прост, а местами примитивен, достоин уровня российских эстрадных звезд. Так что те, кто не въезжает в тексты, могут наслаждаться приятной музыкой. В ряде композиций пение Натальи скорее походит на монотонное интонирование («Ты где», «Ответ Улы»). Аранжировки в профессиональном отношении безупречны, иногда с хардовым налетом («Светозар»), иногда приближаются к блюзу («Где искали меня») в некоторых остро ощутим коммерческий, на грани попсовости, привкус («Ветер в облаках»), а в завершающей альбом песне «Иверни счастья» саунд напоминает ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ середины 70-х, вышибая ностальгическую слезу. Бесспорный хит альбома — песенка «С ветром проститься», по непонятным причинам прошедшая мимо FM-радиостанций.

В упомянутом интервью Наталья выражает предпочтение выступлению с группой: «... если моей песне помогают умелые музыканты, никто не проигрывает. Чем больше у ребенка добрых, заботливых учителей, тем лучше он должен вырасти. Это о песнях». Вот тут-то наши вкусы расходятся. Я бы предпочел Наталью Маркову в сольной акустической ипостаси. Впрочем, на вкус и цвет...

Краткое резюме: Наталья Маркова — личность, не лишенная таланта. Что касается его реализации — тут уж дело индивидуального вкуса. «Светозар» — в общем и целом неплохой альбом. Без которого, впрочем, можно и обойтись.


P.S. Информация для обладателей CD-плейеров: петербургская фирма Hobbot Proline Ltd. переиздала «Светозар» на лазерном звуконосителе, снабдив буклетом с текстами всех 14 композиций.

Геннадий Шостак
© Музыкальная газета

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100